• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:11 

Гуситы

4kings
Ян Гус.


с www.mountian.ru


Зал Брожека "Ян Гус на соборе в Констанце"


сwww.ilovecz.ru/index.php?idofimage=7474

Иероним Пражский

сwww.tonnel.ru

Вид на Староместкую площадь с памятником Яну Гусу

с
www.photostranger.com/gallery/gallery_czechia/p......

@темы: фото, религия, культура, искусство, значимые фигуры, живопись, архитектура, Чехия

13:50 

Чехия. История Яна Гуса.

4kings
Гуситская культура возникла на основе синтеза французской ереси (викресизма) и усилий чешских реформаторов в 1371 г. Ян Гус сочетает в себе традиционные элементы чешской культуры, т.н. народную ересь и ученую ересь. Постепенно у Гуса сложилось иное понимание церкви. Гуситская реформация опередила лютеранскую на целый век.
Основа всех устных и письменных выступлений Гуса - критика церковных злоупотреблений. Упадок католицизма в к. 14 в. достиг своего апогея. Раскол внутри католической церкви усугублялся процветавшим взяточничеством. Вначале возникло двоепапство, а затем стало вообще три папы. Были введены индульгенции, т.е. возможность за деньги получить письменное отпущение грехов. Гус выступил против индульгенций. Он выступал в основном с проповедями на доступном чешском языке. Обличал злоупотребления, критиковал некоторые теологические положения католицизма. Церковь по его мнению - это некое мистическое тело, состоящее из всех прихожан, католическая же церковь говорит, что церковь составляют лишь ее служители.
Деятельность Гуса также оказала влияние и на чешскую письменность. Реформа его сводилась к упрощению правописания, что делало письменность доступной. В средние века чешское просветительство имело свои основы, пропаганду христианской этики. Постепенно универсальные чешские магистры осознали себя носителями новой религиозной идеи. Немцы-магистры выступали против, поэтому Гус задумал из интернационального Пражского университета сделать национальный, чтобы обеспечить себе максимальную поддержку, но чехов в университете было меньшинство.
В 1409 г. королем был подписан "Кутнодорский договор" о том, что вся власть в университете передается в руки чешских магистров. Все иностранные магистры покидают ун-т и он теряет свой престиж. За это король отрекается от Гуса и его изгоняют, а далее следует обвинение в ереси.
В 1415 г. открывается Вселенский Константский собор, на который вызывают Гуса. А 6 июля 1415 г. Гуса сжигают на костре. Затем сжигают его ближайшего сподручного Иеронима Пражского. Апелляция Гуса была обращена к Христу. Его казнь вызвала огромный резонанс в чешском обществе.
взято с bratstvochashi.narod.ru/

@темы: Чехия, значимые фигуры, исторические заметки, культура, политика, религия

18:58 

Багдадская сказка про Надилю)

4kings
В Багдаде веке примерно в десятом жил один бедный ученый, вроде бы астроном. Жена его погибла в родах, младенец, казалось, тоже умер, но потом чудесным образом ожил. Дочь мудрец назвал Надилей, она была красива и питала склонность к наукам. Чуть позже, когда ей исполнилось пятнадцать лет, ее увидел один богатый и влиятельный купец. Страсть вспыхнула в нем мгновенно. Он возжелал ее немедленно взять в жены, причем изгнав всех женщин остальных. В мечети их женили, чин по чину, и стали они жить и поживать.

Но с годами муж стал замечать, что его прекрасная Надиля все чаще спит днями, стала вялой, но расцветает ночью, становится все только красивей и дарит восхитительные ласки, а из еды ничего не ест. Вот жил бы себе мужик и радовался жизни, так нет же, стал жену подозревать (возможно, просто становился импотентом, и стало трудно спать с родной женой). Однажды после утомительной и страстной ночи, он нашел в себе силы не уснуть без задних ног, а проследить, что его Надиля тихонько встала, оделась и ушла, а под утро вернулась и легла обратно к мужу. Ревность воцарилась в его сердце. И мука предала ревнивцу сил. Он как-то тихонечко за ней прокрался, думая застать ее с другим. Но сам от ужаса замер, когда увидел, что Надиля пришла в склеп и стала там ненасытно вкушать мясо мертвецов.

Мужик от горя сбрендил. И днем держался из последней мочи. В какой-то миг, он ей предложил отведать с ним еды. Жена улыбнулась и вежливо отказалась, тогда муж спросил, что, может, стоит ей подать человеческое мясо. Прекрасная Надиля побледнела, хотя и без того была бела, а потом бросилась мужчине в ноги. Но муж ее бесстыдно заколол. И тут же побежал к ее отцу. Ученый признался, что его дочь еще в детстве вместо развлечений предпочитала за книгами сидеть и даже изучала Каббалу. Тогда они вместе ее в саду похоронили.

Но не тут-то было. Ночью к убийце явился дух его жены с кровавой раной на боку от мужниной руки. Надиля сказала, что она его любила, а потому убивать не станет, но будет пить кровь других людей. И так три ночи. На четвертый день мужик снова побежал к отцу покойной. Они вскрыли могилу, но тело бесследно исчезло. Тогда они посовещались и решили, что Надиля была дочерью самой Лилит. С тех пор она стала женщиной-вампиром. Ее так и не смогли поймать и уничтожить. Тут сказочке конец

утащено отсюда)) www.danvich.com/content/view/184/38/

@темы: Турция, искусство, культура, литература

16:49 

Надиля (Гюльнуш) жена Исхак-Паши

4kings
13:03 

Предварительный список персонажей

4kings
Предварительный список персонажей на Валахию, 1461 год
Предварительные сроки игры – первые выходные декабря (обсуждаются)

Венгерская сторона
1. Матиаш Корвин, король Венгрии – Deril Rot
2. Жена Матиаша, Катерина Подебрад, принцесса Чехии – Мурчик
3. Хайме, представитель Рима, прибыл по делу от Папы – есть кандидат
4. Второй эмиссар Рима, спутник Хайме - есть кандидат
4. Мартин Былица из Олькуша, астролог и ученый при Матиаше Корвине – роль свободна
5. Иштван Ружаны, венгерский воевода, служит при Матиаше Корвине – Волкер
6. Иржи из Подебрад, король Чехии, отец Екатерины – Jasherk

Валашская сторона.

1.Влад II Дракулешти, господарь Валлахии – Faerix
2.Княгиня Елизавета, жена господаря Валлахии – adelhaid
3. Лойсо, начальник личной гвардии при господаре Валлахии – есть кандидат

Молдовская сторона

1. Штефан чел Марэ – господарь Молдовы – Терри
2. Марушка, невеста Штефана – Огненный лис

Польская сторона

1. Бажена Польска, королева Польши – Chirikot
2. Казимир Польски, ее супруг, король Польши – Нарфин
3. Польский пан - воевода короля Казимира

Османская сторона
1. Раду, брат Влада, ныне доворенное лицо и полководец султана Мехмета - Хо-ри
2. Первый телохранитель Раду, янычар – ki-chen
3. Второй телохранитель Раду – Amon
4. Исхак-паша, верховный визирь султана – chayan

@темы: персонажи, оргвопросы, анонс игры

11:38 

Первый словацкий университет

4kings
В городе Братиславе начал свою деятельность первый университет в словацких землях; он был основан в 1465 г. с согласия папы римского Павла II, по просьбе венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина). Наиболее известным профессором этого университета был Мартин Былица из Олькуша (Польша). Он сконструировал астрономические приборы и инструменты: большой латунный глобус, геометрический квадрат, заменявший таблицу тангенсов (она еще не была составлена к тому времени), астролябию.
взято
http://www.vinci.ru/1/statia_425.html

@темы: образование, исторические заметки, Польша, Венгрия

19:23 

Обмундирование янычар

4kings





Картинки взяты на просторах сети
и на сайте

http://constantinople.ru/images/stories/ingvar1/yanissari.jpg


@темы: одежда, исторические заметки, живопись, армия, Турция

19:16 

ЯНЫЧАРЫ (от турецк. eni ceri – «новые войска») – регулярная пехота Османской империи

4kings
Расширение внешнеполитической экспансии молодого Османского государства в начале 14 в. породило потребность в создании регулярной и дисциплинированной пехоты как для осады христианских крепостей, так и для широкомасштабной агрессии в Европе. Однако турки с их традициями кочевой жизни и неорганизованного конного сражения предпочитали воевать в составе легкой кавалерии (akinci). После безуспешных попыток создать унифицированные пехотные соединения из сыновей османских всадников и из мусульманских наемников султан Орхан (1326–1359) организовал в 1330 отряд пехотинцев из пленных христиан, добровольно или вынужденно принявших ислам (1000 чел.). Стремясь сделать его ударной силой в войнах против «неверных», султан сразу постарался придать ему религиозный характер, связав с дервишеским орденом Бекташие; возможно, он ориентировался на модель христианского военно-монашеского ордена. Согласно легенде, глава ордена Хачи Бекташ на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов (причем так, что часть его свешивалась на затылке), назвал того «янычаром» («новым воином») и дал свое благословение. С этого времени янычарский корпус формально считался частью Бекташие, а Хачи Бекташ – его святым покровителем; члены ордена служили войсковыми священниками; головным убором янычар стала шапка с прикрепленным сзади куском ткани.
В середине 14 в. потребность в увеличении нового войска натолкнулась на два препятствия – недостаток пленных воинов-христиан и их ненадежность. Это побудило султана Мурада I (1359–1389) в 1362 изменить способ комплектования: отныне корпус рекрутировался из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную подготовку. Эта система, вскоре ставшая почвой для крупных злоупотреблений, вызывала явное и скрытое сопротивление со стороны покоренных христианских народов: от восстаний и бегства за пределы Османской империи до разнообразных уловок, когда родители использовали лазейки в законодательстве, в частности запрет брать женатых и принявших ислам (женили мальчиков еще во младенческом возрасте, обращали их в мусульманскую веру). Турецкие власти жестоко подавляли попытки возмущения и сокращали число легальных способов уклонения. В то же время часть бедных родителей с готовностью отдавали своих детей в янычары, желая дать им тем самым возможность вырваться из нищеты и избавить семью от лишних ртов.

читать дальше

@темы: политика, исторические заметки, армия, Турция

19:45 

Виды Стамбула

4kings
1. Галатская башня


2. Легендарная девичья башня в районе Уксюдар, восточная часть города


3.Крытый рынок Капалы Шарши


4. Турецкие бани - хаммам


материалы взяты на
www.kizkulesi.com.tr/en/collection/default.asp
evroport.ru/files/2/32255361116407711.jpg
www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item......
www.rusaero-travel.ru/turkey/img/stamb_5.jpg
acvilontravel.kz/ru/country/turkey/sight/pda.sh...

@темы: фото, Турция, Стамбул

19:22 

Стамбул, как город

4kings
Стамбул был не только политическим центром Османской империи.
Столица турецких султанов обладала славой красивого и процветающего города. В великолепный природный рисунок города хорошо вписались образцы мусульманского зодчества. Новый архитектурный облик города возник не сразу. Обширное строительство велось в Стамбуле долгое время, начиная со второй половины XV в. Султаны позаботились о восстановлении и дальнейшем укреплении городских стен.
Затем начали возникать новые здания — султанская резиденция, мечети, дворцы.
Гигантский город естественным образом распадался на три части: собственно Стамбул, находившийся на мысу между Мраморным морем и Золотым Рогом, Галата и Пера на северном берегу Золотого Рога и Ускюдар на азиатском берегу Босфора, третий крупный район турецкой столицы, выросший на месте древнего Хрисополя. Основную часть городского ансамбля составлял Стамбул, границы которого определялись линиями сухопутных и морских стен бывшей византийской столицы. Именно здесь, в старой части города, сложился политический, религиозный и административный центр Османской империи. Здесь находились резиденция султана, все правительственные учреждения и ведомства, важнейшие культовые сооружения. В этой части города по традиции, сохранившейся с византийских времен, располагались крупнейшие торговые фирмы и ремесленные мастерские.
Очевидцы, дружно восхищавшиеся общей панорамой и местоположением города, были столь же единодушны в разочаровании, возникавшем при более близком знакомстве с ним. «Город внутри не соответствует своему прекрасному внешнему облику, — писал итальянский путешественник начала XVII в. Пьетро делла Балле. — Напротив, он довольно безобразен, поскольку никто не заботится о том, чтобы держать улицы в чистоте... из-за небрежности жителей улицы стали грязными и неудобными... Здесь очень мало улиц, по которым легко могут проехать... дорожные экипажи — ими пользуются только женщины и те лица, которые не могут ходить пешком. По всем остальным улицам можно ездить только верхом или идти пешком, не испытывая при этом большого удовлетворения». Узкие и кривые, в большинстве своем немощеные, с непрерывными спусками и подъемами, грязные и мрачные — такими выглядят в описаниях очевидцев почти все улицы средневекового Стамбула. Только одна из улиц старой части города — Диван Иолу — была широкой, сравнительно опрятной и даже красивой. Но то была центральная магистраль, по которой султанский кортеж обычно проезжал через весь город от Адрианопольских ворот до дворца Топкапы.
Путешественников разочаровывал вид многих старых зданий Стамбула. Но постепенно, по мере расширения Османской империи, турки воспринимали более высокую культуру покоренных ими народов, что, естественно, отражалось и на градостроительстве.
Европейские путешественники отмечали, что частные дома стамбульцев, за исключением дворцов сановников и богатых купцов, представляют собой малопривлекательные сооружения.
читать дальше

@темы: экономика, ремёсла, политика, культура, история городов, исторические заметки, архитектура, Турция, Стамбул

18:17 

Едикуле, Семибашенный замок

4kings
18:13 

Материалы по Турции, Часть 3

4kings
Шейх-уль-ислам. Высшее духовенство. Чиновничья бюрократия.
К казням в средневековом Стамбуле были привычны. Табель о рангах отражалась даже в обхождении с головами казненных, которые обычно выставлялись у стен дворца султана. Отрубленной голове везира полагалось серебряное блюдо и место на мраморной колонне у дворцовых ворот. Менее крупный сановник мог рассчитывать лишь на простую деревянную тарелку для своей слетевшей с плеч головы, а уж головы.
Рядовых проштрафившихся или безвинно казненных чиновников укладывались без всяких подставок на землю у стен дворца.
Высшее духовенство, улемы, состояло из кадиев — судей в мусульманских судах, муфтиев — исламских богословов и мюдеррисов — преподавателей медресе. Сила мусульманского духовенства определялась не только его исключительной ролью в духовной жизни и администрации империи. Оно владело огромными земельными угодьями, а также разнообразным имуществом в городах.
Только шейх-уль-ислам обладал правом толковать любое решение светских властей империи с точки зрения положений Корана и шариата. Его фетва — документ, одобряющий акты высшей власти, — была необходима и для султанского указа. Фетвы санкционировали даже низложение султанов и их восшествие на престол. Шейх-уль-ислам занимал в османской официальной иерархии место, равное великому везиру. Последний ежегодно наносил ему традиционный официальный визит, подчеркивая уважение светских властей главе мусульманского духовенства. Шейх-уль-ислам получал огромное жалованье от казны.
Османская бюрократия не отличалась чистотой нравов. Уже в указе султана Мехмеда III (1595—1603), изданном по случаю его восшествия на престол, говорилось о том, что в прошлом в Османской империи никто не страдал от несправедливости и вымогательства, ныне же сводом законов, гарантирующих справедливость, пренебрегают, а в делах административных присутствуют всевозможные несправедливости. С течением времени коррупция и злоупотребление властью, продажа доходных местечек и безудержное взяточничество стали очень распространены.

Иностранные посольства и миссии.
По мере роста могущества империи османов многие европейские государи стали проявлять все большую заинтересованность в дружественных отношениях с нею. Стамбул часто принимал иностранные посольства и миссии. Особенно активны были венецианцы, чей посол побывал при дворе уже в 1454 г.
В течение почти 200 лет после падения Константинополя иностранные посольства располагались в самом Стамбуле, где для них было отведено специальное здание, называвшееся «Эльчи-хан» («Посольский двор»).
Прием иностранных послов проводился по тщательно разработанному церемониалу, который должен был свидетельствовать о мощи империи османов и могуществе самого монарха. Высоких гостей стремились поразить не только убранством султанской резиденции, но и грозным видом янычар, которые в таких случаях тысячами выстраивались перед дворцом в качестве почетного караула. Кульминацией приема был обычно допуск послов и их свиты в тронный зал, где они могли приблизиться к особе султана лишь в сопровождении его личной охраны. При этом по традиции каждого из гостей вели к трону под руки двое из стражей султана, отвечавших за безопасность своего господина. Богатые подарки султану и великому везиру были непременным атрибутом всякого иностранного посольства. Нарушения этой традиции были редки и, как правило, дорого обходились виновникам.
Сношения иностранных представителей с великим везиром и другими высшими сановниками империи также были обычно сопряжены с множеством формальностей и условностей, а необходимость делать им дорогие подарки оставалась до второй половины XVIII в. нормой деловых отношений с Портой и ее ведомствами.
При объявлении войны послов сажали в темницу, в частности в казематы Едикуле, Семибашенного замка. Но и в мирное время случаи оскорбления послов и даже физического насилия над ними или произвольного тюремного заключения не были явлением чрезвычайным. К представителям России султан и Порта относились, пожалуй, уважительнее, чем к прочим иностранным послам.
Отношение султана и Порты к российским послам, очевидно, определялось нежеланием ухудшать отношения с могущественным соседом.

@темы: история городов, исторические заметки, Турция, Стамбул, политика, религия

17:59 

Гарем

4kings





взято на просторах сети

@темы: Турция, архитектура, культура, фото

17:51 

Виды султанского дворца

4kings
1. Ворота.



2. Стена



3. Внутренне убранство.


4. Аллеи



фото взятф на просторах инета. ссыль искал и не нашел)

@темы: Стамбул, Турция, архитектура, искусство, культура, фото

20:11 

Материалы по Турции, часть 2

4kings
Султанская резиденция
Управление государством

Султанская резиденция была центром политической и административной жизни империи. Все государственные дела решались на территории дворцового комплекса Топкапы. Тенденция к максимальной централизации власти выразилась в империи уже в том, что все основные государственные ведомства располагались на территории султанской резиденции или рядом с ней. Этим как бы подчеркивалось, что особа султана является средоточием всей власти в империи, а сановники, даже самые высшие, лишь исполнители его воли, причем их собственная жизнь и имущество целиком зависят от властелина.
В первом дворе Топкапы были расположены управление финансами и архивами, монетный двор, управление вакуфами (землями и имуществом, доходы от которых шли на религиозные или благотворительные цели), арсенал. Во втором дворе находился диван — совещательный совет при султане; здесь же помещалась султанская канцелярия и государственная казна. В третьем дворе находились личная резиденция султана, его гарем и личная казна. В непосредственной близости от Топкапы были устроены казармы янычарского корпуса, где обычно размещалось от 10 тыс. до 12 тыс. янычар.
Поскольку султан считался верховным вождем и главнокомандующим всех воинов ислама в священной войне против «неверных», сама церемония восшествия турецких султанов на престол сопровождалась обрядом «опоясания мечом». Отправляясь на эту своеобразную коронацию, новый султан прибывал к мечети Эйюба, расположенной на берегу залива Золотой Рог. В этой мечети шейх почитаемого ордена дервишей мевлеви опоясывал нового султана саблей легендарного Османа. Возвращаясь в свой дворец, султан выпивал у янычарских казарм традиционную чашу шербета, приняв ее из рук одного из высших янычарских военачальников. Наполнив затем чашу золотыми монетами и заверив янычар в неизменной готовности бороться против «неверных», султан как бы заверял янычарское воинство в своем благорасположении.
Личная казна султана в отличие от государственной обычно не испытывала нехватки средств.
Она постоянно пополнялась самыми различными способами — данью из вассадьных дунайских княжеств и Египта, доходами от вакуфных учреждений, бесконечными подношениями и подарками.
На содержание султанского двора тратились баснословные суммы. Дворцовая челядь исчислялась тысячами. В дворцовом комплексе жило и кормилось более 10 тыс. человек — придворные, султанские жены и наложницы, евнухи, слуги, дворцовая стража. Особенно многочислен был штат придворных. Здесь были не только обычные придворные чины — стольники и ключники, постельничие и сокольничие, стремянные и егеря, — но и главный придворный астролог, хранители шубы и чалмы султана, даже стражи его соловья и попугая!
читать дальше

@темы: экономика, политика, культура, исторические заметки, Турция

20:07 

Крепость Румели Хисар

4kings
Стратегически важный объект Османской империи на Босфоре
Одна из крепостей, охранявшей врата бухты Золотой Рог





фотографии взяты на http://foto.turkey-info.ru/cities_sightseengs/istanbul/1113.html
http://www.museum.ru/solovki/paral.asp?p=fortresses
и где-то еще в сети )

@темы: Турция, армия, архитектура

19:50 

Виды Стамбула

4kings
1. Вид на пролив Босфор



2. Ипподром

3. Мечеть Айя-София


4. Кладбище



5. Вид сверху на султанский дворец Топкапи


@темы: Стамбул, Турция, архитектура, искусство, культура, религия, фото

19:35 

Материалы по Османской Турции

4kings
Население и отношение к этническим группам
Османская империя, созданная в результате завоевательных походов турецких султанов, занимала на рубеже XVI—XVII вв. огромную территорию в трех частях света — в Европе, Азии и Африке. Управление этим гигантским государством с разноплеменным составом населения, разнообразными климатическими условиями и хозяйственно-бытовыми традициями было делом непростым. И если турецким султанам во второй половине XV в. и в XVI в. удавалось в целом решать эту проблему, то главным слагаемым успеха были: последовательная политика централизации и укрепления политического единства, хорошо организованная и отлаженная военная машина, теснейшим образом связанная с тимарной (военно-ленной) системой землевладения. И все эти три рычага обеспечения могущества империи прочно удерживались в руках султанов, олицетворявших всю полноту власти не только светской, но и духовной, ибо султан носил титул халифа — духовного главы всех мусульман-суннитов.
Резиденцией султанов с середины XV в. вплоть до крушения Османской империи был Стамбул — центр всей системы управления государством, средоточие высших органов власти. Французский исследователь истории османской столицы Робер Мантран с полным основанием видит в этом городе воплощение всей специфики государства османов. «Несмотря на многообразие территорий и народов, находившихся под властью султана, — пишет он, — на протяжении всей своей истории османская столица, Стамбул (бывший Константинополь), была воплощением империи вначале благодаря космополитической природе своего населения, где, однако, турецкий элемент был главенствующим и преобладающим, а затем благодаря тому, что она представляла собой синтез этой империи в виде ее административного и военного, экономического и культурного центра».
Став столицей одного из самых сильных государств эпохи Средневековья, древний город на берегах Босфора в очередной раз в своей истории превратился в политический и экономический центр мирового значения. Он вновь стал важнейшим пунктом транзитной торговли. И хотя великие географические открытия XV—XVI вв. привели к перемещению главных путей мировой торговли из Средиземного моря в Атлантику, черноморские проливы оставались важнейшей торговой артерией. Стамбул в качестве резиденции халифов приобрел значение религиозного и культурного центра мусульманского мира. Бывшая столица восточного христианства стала основным бастионом ислама. Мехмед II перенес свою резиденцию из Эдирне в Стамбул только зимой 1457/58 г. Но еще до этого он приказал заселить опустевший город. Первыми новыми жителями Стамбула стали турки из Аксарая и армяне из Бурсы, а также греки из Морей и с островов Эгейского моря.
читать дальше

@темы: экономика, ремёсла, религия, политика, культура, исторические заметки, Турция

12:04 

Два короля

4kings
Король Чехии Иржи Подебрад и король Венгрии Матиаш Корвин Хуньяди




изображение с просторов сети

@темы: культура, искусство, значимые фигуры, живопись, Чехия, Венгрия

18:47 

Венгрия. Правление Матьяша Хуньяди

4kings
Наследник венгерского престола Матьяш родился в 1443 г. Гувернеры и воспитатели, такие, как Янош Витез, обучали его не только грамоте и языкам, но и основам новой гуманистической учености. В детстве от отца он получил общие представления о государственной деятельности, о дипломатии и военном искусстве. Кроме того, в наследство ему достались огромный авторитет, экономический, политический и военный потенциал партии Хуньяди, которыми он мог пользоваться по своему усмотрению. Если междуцарствие (1444—52) и последующие решительные действия Ласло V де-факто содержали в себе угрозу распада Венгрии и ее захвата Османской империей, то возгласы единодушного одобрения, которыми дворянство, собравшееся на льду замерзшего Дуная неподалеку от Пешта, приветствовало 14 января 1458 г. сына прославленного героя Белграда как своего короля, были добрым предзнаменованием того, что эта угроза осталась в прошлом. Молодой монарх, освобожденный Иржи Подебрадом (который через год после смерти Ласло и короля был избран регентом Богемии) за выкуп и обещание жениться на его дочери Екатерине, с поразительной энергией принялся за наведение порядка и укрепление центральной власти. Разрывая семейно-клановые обязательства, не терпя ничьего покровительства и полагаясь в основном на советы Витеза (канцлер, который вскоре стал также архиепископом Венгрии), он не оправдал надежд Михая Силадьи, который рассчитывал на роль, аналогичную той, что играл отец короля в свою бытность регентом. Король, кроме того, во главе всех верховных королевских судов и палат, казначейства и королевского трибунала, недавно созданного специально для управления королевскими владениями, вместо баронов поставил своих дворян-сторонников. Законы, принятые государственным собранием в июне 1458 г., также оказались выгодными для дворянства. Разочарованные бароны под предводительством Гараи и Уйлаки пригласили на трон и избрали королем Фридриха III. Весной 1459 г. император напал на Венгрию, силой подкрепив свои претензии на ее престол. С помощью искусной дипломатии, однако, Матьяшу удалось внести раскол в лагерь противника, и вскоре Фридрих получил решительный и окончательный отказ. Затянувшиеся мирные переговоры закончились договором 1463 г., носившим характер обоюдного компромисса. За 80 тыс. форинтов Священную корону Венгрии получил Матьяш, которого Фридрих объявил приемным сыном; Фридрих сохранял за собой титул короля Венгрии, к тому же он и его наследники получали право занять венгерский трон в случае, если Матьяш умрет, не оставив прямого наследника. Этот договор послужил основанием для последующего восхождения на венгерский трон династии Габсбургов (хотя в момент его заключения подобное развитие событий казалось маловероятным, так как Матьяш был на двадцать лет моложе императора). С практической точки зрения, однако, договор этот дал возможность самому Матьяшу короноваться в 1464 г. и спокойно царствовать.
Церемония коронации предоставила королю возможность для примирения с баронами, большинство которых теперь оказывало ему поддержку. Матьяш взял на вооружение тактику Анжуйской династии и Жигмонда, вливая свежее вино в мехи потомственной старой аристократии. Некоторые семьи из тех, что после его смерти в течение полувека, а может, и больше определяли венгерскую политику (такие, как Запольяи или Батори), начали свое возвышение при Матьяше. Тем не менее около половины баронов, назначенных им, принадлежали к старой аристократии и дольше других сохраняли свои должности.
Лишь немногие среди высших должностных лиц, не имевших дворянского звания, сумели стать магнатами (например, бывшие простолюдины — казначей Янош Эрнуст или военачальник Пал Кинижи), поскольку в тот период аристократия только оформлялась как строго наследственное сословие. Магнаты, или «урожденные бароны» (их следовало отличать от «реальных баронов», т.е. от высших должностных лиц государства), были могущественными вельможами, которых лично приглашали на заседания Королевского совета в расширенном составе. Следует также отметить, что Матьяш отличался чрезвычайным великодушием по отношению к аристократам: несмотря на поднятое ими восстание и непосредственное участие в заговоре, ни один из них не был казнен. Кроме того (последнее наблюдение по поводу его взаимоотношений с элитой страны), если в начале своего правления Матьяш опирался на дворянство в борьбе против баронов, то позднее уже использовал баронов в борьбе против дворянства или же сталкивал между собой враждующие фракции магнатов, укрепляя, таким образом, собственную власть и сокращая круг лиц, от которых он лично зависел. Помимо всего прочего, об этом свидетельствует и список его новых назначений: с каждым годом их становилось все меньше.
Политику Матьяша часто оценивали как попытку централизовать административное управление страной или даже как стремление заложить основы абсолютной монархии. В этом есть доля истины, и велик соблазн провести параллель между его политикой и деятельностью его западных современников (в широком смысле) — тех правителей, которые сумели после бурных лет феодальных междоусобиц объединить свои территории путем централизации власти. Среди них были король Франции Людовик XI и король Англии Генрих VII (сколь бы искаженными и упрощенными ни казались образы этих монархов в данном ракурсе). Правда и то, что во вторую половину своего правления Матьяш перешел на новый стиль руководства, считая, что он, король, наделен «абсолютной властью» и что закон для него «не закон». Это привело к резкому падению его популярности, к тому, что самые могущественные из его подданных стали открыто обвинять его в тирании. Наконец, соответствует истине и тот факт, что структуры корпоративного политического строя, столь энергично функционировавшие в течение двух десятилетий до его избрания, практически утратили свое былое значение. Государственное собрание созывалось регулярно, но часть вопросов, которые прежде входили в его компетенцию, например голосование по налогам, теперь решалась Королевским советом (т.е. только представителями двух высших сословий), тогда как роль административного «аппарата» (канцелярско-бюрократические, судебные, налоговые и военные учреждения, не контролируемые сословиями) существенно возросла.
читать дальше

@темы: экономика, ремёсла, политика, литература, культура, исторические заметки, искусство, значимые фигуры, Венгрия

Четыре короля

главная