4kings
Сословия и управление в Стамбуле и провинциях

Управление таким огромным городом было сложной задачей. Обычно по средам заседания дивана под председательством великого везира были специально посвящены рассмотрению вопросов жизни Стамбула. После этого заседания великий везир в сопровождении пышного эскорта производил инспекцию рынков. Его сопровождали кадии (мусульманские судьи) основных районов города, янычарский ага, главы цехов и многочисленные чиновники столичной администрации.
Городскую администрацию возглавлял назначавшийся великим везиром каймакам. Все вопросы судопроизводства находились в компетенции кадиев, которым были подчинены чиновники, инспектировавшие деятельность торговых и ремесленных цехов. Полицейская служба в столице была подчинена по районам крупным военачальникам. Специальные полицейские чины, именовавшиеся «асес-баши», отвечали за безопасность и порядок в городе в темное время суток. В каждом квартале ночная охрана была возложена на сторожа, который подчинялся асес-баши. Уголовная полиция была довольно многочисленной, имела и тайных агентов. В средневековом Стамбуле убийства были явлением сравнительно редким. Одна из причин этого заключалась, вероятно, в том, что если убийцу не удавалось обнаружить, то жители квартала, где произошло преступление, должны были платить крупный денежный штраф.
Префект Стамбула, шехир-эмини, руководил всем, что относилось к делам строительства, отвечал за ремонт зданий, а также за снабжение города водой. Без разрешения подчиненного префекту главного архитектора, мимар-баши, в столице нельзя было ничего строить. Существовала в городе и специальная служба, отвечавшая за чистоту улиц, но большинство улиц имело весьма грязный вид.
Средневековая столица Османской империи не отличалась значительным развитием науки, литературы и искусства. И все же в этом городе чиновников и воинов, ремесленников и торговцев прошла жизнь некоторых видных деятелей турецкой средневековой культуры. Во второй половине XV в. здесь жил теолог, математик и астроном Лютфи Такади, создавший труд о классификации наук. Изучение им греческих философов и общение с современниками — стамбульскими учеными-греками было, возможно, одной из причин того, что Лютфи Такади был признан еретиком и казнен. Во второй половине XV в. в Стамбуле работал соратник знаменитого узбекского астронома и математика Улугбека, Али Кушчи, организовавший здесь первую в Османской империи математическую школу.
В период Средневековья в Стамбуле жило немало поэтов, обычно придворных. Но лишь несколько имен вошли в историю турецкой литературы.
Основные черты жизни османской столицы, особенности ее быта в целом совпадали с тем, что было характерно для всех провинций Османской империи. Автор «Записок янычара» Константин из Островицы, писавший во второй половине XV в., весьма образно характеризовал централизацию османской системы государственного управления: «Порядок и управление в Турецкой земле прежде всего зиждутся на том, что султан все замки во всех своих землях, заняв их янычарами или своими воспитанниками, крепко держит в своей руке, никакого замка ни одному из вельмож не отдавая; и тот город, который имеет укрепление и замок в нем, султан, заняв своими людьми, также держит сам». Действительно, даже в самых далеких провинциях империи военно-административная, финансовая, судебная и духовная власть на местах целиком и полностью принадлежала султану-халифу.
Все население Османской империи четко разделялось на две основные группы. Первая называлась «аскери» («военные») и включала тех, кто олицетворял власть султана, — придворных всех рангов, собственно военных, гражданских чиновников и представителей мусульманского духовенства («улема»). Это был правящий класс страны. Лица, входившие в его состав, не были непосредственно связаны с производством, не платили налогов. Вторую группу составляло податное население, как мусульманское, так и немусульманское; оно именовалось «реайя» (араб, «подданные», «паства»). Райя был класс непосредственных производителей, его трудом кормилась вся масса османских феодалов, собиравшиеся с него налоги составляли основу доходов государственной и личной султанской казны.
Внутри каждой из этих групп существовало, разумеется, деление на различные категории. Райя была мусульманская, немусульманская, кочевая или оседлая, крестьянская или ремесленная. Аскери, в свою очередь, состояли из двух групп — «людей меча» (собственно военные) и «людей пера» (чиновники султанской администрации).
Не менялось веками соотношение между правящим классом и податным населением.
Уже при первых трех султанах их владения делились на несколько десятков округов — санджаков (другое название — лива), которые первоначально входили в две области — бейлербейства Румелия и Анатолия. По мере расширения территории империи число бейлербейств росло, в конце XV в. их было около 60Санджаки, в свою очередь, делились на уезды — каза, которые исчислялись сотнями. Каза состоял обычно из небольшого города с окрестностями. Самой маленькой административной единицей была волость — нахийе, из которых и составлялись уезды.

Армия и вооруженные силы османов

Османская империя располагает, в основном, двумя типами войск: «рабы порты» - капы кулары и провинциальные войска.

«Рабы порты»
Эта часть османской армии представляла собой отряды милиции, набиравшиеся в рамках девширме и получавшая жалование из государственной казны.
Войска, в подавляющем большинстве, расквартированы в столице, поблизости от султанского дворца. Они славятся дисциплиной (вначале военнослужащие не могли даже вступать в брак) , абсолютной преданностью и боевым духом.

1. Корпус янычар, йеничери.
Он представлял собой самую большую часть «рабов Порты» и состоял из трех подразделений, разделенных на 135 рот. Корпусов командовал могущественный ага янычар, подчиняющийся непосредственно султану. Его окружают многочисленные офицеры, составляющие его диван – что-то по типу совета.
При Мехмеде II янычар было примерно 6000.Они представляют собой самую мощную боевую силу империи. Когда янычары не участвуют в походах, они должны охранять безопасность стратегических объектов империи. Некоторая их часть по очереди служит в провинциальных крепостях. В Стамбуле, во время заседаний Дивана, они стоят в карауле, а также служат городскими пожарными и полицейскими, кроме ночи и вечера пятницы, отведенных молитвам.
Янычары воспитаны в духе подчинения и абсолютной дисциплины. Нарушение порядка карается палочными ударами, разжалованием и переводом в провинциальные крепости, в исключительных случаях – смертной казнью.
Религиозный фанатизм янычар поддерживался войсковым имамом (священником) и дервишами бекташи, мистическим орденом, тесно связанным с янычарами. Перед боем солдаты читают молитву, в которой взывают к Аллаху и своему духовному отцу Хаджи Бекташ Вели.
Янычары символически организованы вокруг кухни. «Священный котел» (казан-и-шериф) служит их эмблемой, головной убор украшен ложкой. Высшие офицеры офицеры называются «чорбаджи», буквально «тот, кто раздает суп» (чорбу). Низший чин называется «ачши»-«суповар». В каждом полку свой собственный котел, а «главный повар» -самый влиятельнй из унтер-офицеров. Вокруг «священного» котла проходят собрания и важные решения. Опрокидывание котла означает бунт, тогда как принятие пищи от кого-нибудь свидетельствует о подчинении.

2. Кавалерия «рабов Порты» - «капикулу сюварилери».
Самый престижный и наиболее оплачиваемый, этот род войск состоит из 6 дивизионов, отличающихся строгой иерархией. Самый почетный среди них – «корпус сыновей сипахи», всадники которого гарцуют справа от султана. В бою роль кавалеристов заключается в прикрытии флангов пехотинцев-янычар.Вне походов кавалеристы рассеиваются по окрестностям Стамбула, Эдирне и Бурсы в поисков пастбищ для своих коней. Лишь часть конницы находится в столице.

Провинциальные войска
В отличие от войск Порты, сосредоточенных, по большей части, поблизости от султана, остальная часть османской армии рассеяна по территории империи, оставаясь в стороне от походов.
Главную составляющую провинциальных войск формирует кавалерия сипахи. К ней надо добавить легкую кавалерию «акинджи», и другие вспомогательные корпуса военного и полувоенного типа и разного статуса.
А) Всадники, держатели тимара (тимарли сипахи)
Большинство всадников, служивших султану в походах, живет благодаря системе тимаров. (Тимар — участок земли с крестьянами или любое другое предприятие, доходы с которого передавались сипахи для расходов на жизнь, приобретение вооружения и найм оруженосцев, турецкий аналог европейского феода)).
Эта система позволяет содержать многочисленную армию, когда финансовых ресурсов не хватает.
Государство временно прощает тимариотам свои фискальные налоги с тем, чтобы располагать значительной кавалерией и обеспечивать себе другие услуги. Сипахи и их люди готовы, таким образом, сражаться, имея при себе оружие, различный скарб и продовольствие, необходимые в походах.
Тимариоты подразделяются на различные подгруппы, в зависимости о размера годового дохода, который им уступает Порта. Простой тимариот получает лишь несколько сот аспр, тогда как глава провинции имеет доход в несколько тысяч аспр в год.
В армии сезонный режим: походы обычно проводятся в теплое время время года, зиму сипахи проводят у себя в тимарах.
Б) Легкая кавалерия (акинджи)
Это легкая на подъем и стремительная в атаке иррегулярная кавалерия, призванная совершать короткие опустошительные набеги на территорию противника с тем, чтобы подключить более глубокое проникновение. Из поколения в поколение они грабят и убивают, захватывают скот и рабов и живут за счет своей добычи (некоторая часть из них, впрочем, имеет земельные наделы).
В) Вспомогательные корпуса
В крепостях они образуют различные ремесленные объединения и обеспечивают нужды армии: кузнечные цеха, мастерские по изготовлению доспехов, луков, стрел, щитов, копий. К тому же военные походы и армейские операции вызывают необходимость рытья окопов, строительства насыпей, все это с применением гужевого транспорта. Такие работы иногда поручаются различным вспомогательным корпусам.

Амуниция
Превосходство постоянно совершенствовавших себя османских воинов проявляется в их умении владеть традиционными видами оружия: луком, кривой саблей (ятаган или кылыч), кинжалом, копьем или секирой.
Вооружение конницы составляют лук, щит, сабля, пика и палица.

Денежное довольствие и питание
Каждые три месяца перед корпусным диваном янычарам торжественно выплачивается жалование. На собрании каждый командир получает в кожаном мешке (кисе) соответствующую его подразделению сумму, а затем председательствует при раздаче денег.
Янычарам платили от 2 до 8 аспр в день, командир корпуса янычар (ага) получал до 400 аспр. Каждый, кроме того, ежегодно получает две штуки салоникского сукна для одежды.
Старые янычары получают пенсию от султана, и, регулярно, подарки.
В период войн янычары ведут аскетический образ жизни. Немного хлеба или лепешки, иногда баранина с рисом – плов, но, чаще всего, вяленая говядина, лук и другие подобные продукты составляют, вместе с водой, основу их питания.


Экономика Османской империи
Экономическая жизнь у османов тщательно контролируется. Присутствие государства чувствуется повсеместно, прежде всего, на уровне ремесленных цехов, деятельность которых жестко регламентируется. От государства зависит установление цен, реквизиция рабочих рук, товаров и капиталов, авторитарное распределение части торговых потоков, запрет на экспорт некоторых видов продукции. Все эти меры имею целью защитить подданных султана от «несправедливостей» - мошенничества, вымогательства, нищеты, нужды, дороговизны и безработицы, обеспечить мощь государства и поступление доходов в государственную казну. Снабжение продовольствием городов, особенно столицы, должно быть регулярным. То же касается снабжения армии, местные власти в провинции должны четко следовать декретированным предписаниям.
Фактически, в османской империи каждый человек имеет определенную профессию, а иметь профессию – значит, быть уважаемым.
Османские султаны также имели увлечения: Мехмет I мастерил луки, Мехмет II был садовником, Селим I и Сулейман Великолепный – ювелирами, Мехмет III и Ахмед I вытачивали ложки и дарили янычарам, Махмуд II был блестящим каллиграфом, Селим III писал стихи.
В османской экономике главное место занимает сельскохозяйственный сектор, а важную роль в нем играют земледелие и животноводство. Ремесла и торговля сосредоточены в городах, которые хозяйственные функции сочетают с политическими, административными, религиозными.

Земледелие и животноводство
В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется, в зависимости от местности, населения, исторической эпохи.
Реайа (крестьяне) мусульманской и немусульманской веры живут в небольших деревнях, самые крупные деревни насчитывают не больше десятка дворов. Они не являются собственниками земельных участков, которые обрабатывают, не могут их ни продать, н отдать в залог, ни передать благотворительным заведениям, ни завещать наследникам согласно исламским правилам наследного раздела.
Самая большая часть пахотной земли принадлежит государству. Зато крестьянин обладает на земле неотъемлемым правом пользования, так как он ее обрабатывает, и правом, передаваемым своим наследникам, хотя и без права раздела. Пока земледелец добросовестно выполняет свои обязанности, нельзя ни лишить его земли, ни нарушить его прав. К тому же он может обладать на правах полно собственности другим недвижимым имуществом: домом, виноградником, фруктовым садом, огородом, мельницей, пекарней, пасекой.
За право пользования землей крестьянин должен уплачивать большое количество налогов и повинностей, деньгами и натурой, которые он вносит частью в государственную казну, частью – «хозяину земли», от которого зависит. Последний мог быть самим султаном, если участок относился к владениям короны, а также хозяин мог быть содержателем церковного надела или управляющим богоугодным заведением. Если хозяин сдает землю в аренду, реайя имеют дело с арендаторами.
В отличие от крепостных крестьян средневековой Европы, подданные империи или реайя, абсолютно не прикреплены к земле. В некоторых случаях они могут покинуть деревню и поселиться в другом месте. Тем не менее, свобода передвижения ограничена и остается строго регламентированной. Например, если реайя бросает сельскохозяйственные работы, чтобы стать ремесленником в деревне или в городе, он должен заплатить переселенческий налог, иначе его будут преследовать за неуплату, и он может быть возвращен к тимариоту в течение десяти лет. Однако, реайя, живущий в городе более двадцати лет, должен быть зарегистрирован уже как горожанин. И еще, реайя, покинувший свою землю не менее 15 лет назад, не может быть возвращен туда силой.
С оседлыми крестьянами соседствует значительное кочевое население, занимающееся, в основном, скотоводством в горах, на обширных равнинах и в степях или пустынях: туркмены и курды Анатолии, йюрюки Румелии, бедуины арабских провинций. Контроль над этими племенами, их учет и обложение налогами составляет целую проблему.
Всюду, где растениеводство ориентируется на внутреннее потребление, преобладают злаковые культуры, в основном, пшеница и ячмень. Рожь, овес и просо выращиваются в небольших количествах, в основном, в Болгарии. В деревнях часто выращивают фуражные культуры, фрукты и овощи, а также разводят пчел из-за меда и, особенно, воска, нужного для изготовления свечей. Из сезама, льна, мака и оливок получают растительное масло, необходимое как в кулинарии, так и для производства мыла и смазки оружия.
В животноводстве преобладает повсеместное разведение овец и коз, рогатый скот дает мясо, молоко, масло, из овечьего молока делают сыр и йогурт. Быки, ослы, мулы, лошади, используются как вьючные животные и как тягловая сила. В некоторых районах скотоводство служит основой хозяйства: например, многочисленные стада на равнинах Болгарии, Македонии, Западной Фракии, степях Причерноморья и долинах Тавра, таьуны лошадей в центральной Анатолии, стада ангорских коз вокруг Анкары и верблюдов у кочующих бедуинов.
Море и реки дают много рыбы, которую солят и развозят по рынкам империи – это икра и осетровые из Черного моря и Дуная, равно как и Анчоусы из Трапезунда пользуются большим спросом.

Полезные ископаемые и ремесла

Металлургия
Подземные богатства принадлежат государству, которое назначает управляющих, чтобы они контролировали и координировали деятельность частных предпринимателей отрасли.
Труд на открытых разработках и в шахтах почти каторжный. Рабочие набираются из близлежащих деревень – и либо получают зарплату, либо освобождаются от налогов. Для добычи и транспортировки используются также военнослужащие вспомогательных армейских подразделений. С другой стороны, рабы, судя по всему, используются редко. Захватывая какой-то регион, османы перенимают передовые горнодобывающие технологии и используют их. Они перенимают также систему организации, технику, терминологию; например, без колебаний переносят действующее саксонское горное право на разработку сербских и боснийских рудников со второй половины XIII века. Известно, что при Мехмеде II продолжительность рабочего дня составляла семь часов при пятидневной рабочей неделе.
Рабочие-христиане трудились 35 часов в неделю, имея выходные по субботам и воскресеньям и отпуск два раза в год: 15 дней на новый год и столько же на Пасху. В голодные времена мясники должны были обслуживать рудники в первую очередь. И, наконец, горняки освобождались от многих видов налогов.
В Османской империи несколько металлургических районов:

1) В Анатолии находятся месторождения меди высокого качества и серебряные рудники
2) На Балканах – месторождения серебра, меди и свинца. Особенно богатые залежи в Сербии, Боснии, во Фракии. Из руды к юго-востоку от Софии производят много железа превосходного качества, которое идет на изготовление вооружения и оборудование крупных мечетей.
3) Золото привозят из Западного Судана.

Ремесленничество
В сельской местности ремесленничество и некоторая торговая активность служат удовлетворению текущих нужд населения: прядильное дело, ткачество, гончарное производство широко распространены в деревенских дворах и рассчитаны, в основном, на внутреннее потребление. К тому же некоторые кочевники, помимо скотоводства и некоторых форм растениеводства, занимаются прядением шерсти, кожевенным делом и работой по металлу.
Ремесла сосредоточены в городах. Там представлены все виды мелкого мануфактурного производства: мыловарни, выделка кожи, красильни, маслобойни, свечное производство, изготовление напитков, кузни, сукновальные мельницы, сапожные мастерские, булочные, канатное производство и т.д. Больше всего работников по текстилю, а именно – красильщиков, производителей фетра и других изделий из шерсти. Набивная хлопчатобумажная ткань поставлялась из Индиии до XVIII века, шелк был, в основном, экспортным, тоже примерно до этого времени.
Османские монархи содействуют развитию городского хозяйства, переселяя в основные промышленные центры квалифицированных профессиональных работников и создавая в городах необходимую инфраструктуру – крытые рынки, караван-сараи. Наряду с этим они защищают ремесленников и покровительствую им.
За исключением янычар, правительственных служащих и духовенства, все жители города, занимающиеся каким-то одним ремеслом, объединены в профессиональные корпорации. При это не имеет значения принадлежность к этическому или религиозному сообществу, не важно, мусульманин это или «неверный». Корпорация состоит из сложно структурированных групп: внизу – учителя, компаньоны, ученики, а над ними – группа руководителей и ответственных, которую подстраховывает совет старейшин.

запись создана: 14.09.2007 в 17:03

@темы: политика, культура, исторические заметки, армия, Турция, ремёсла, экономика