Солнце инсайд/tassie bears coffee
Венчание Венеции с морем

Самым важным, самым красочным, самым пышным и торжественным из всех венецианских праздников, было «Венчание Венеции с морем». Оно обычно отмечается 11 мая, в день Празднование Феста делла Сенса (11 мая) — религиозный праздник Вознесения (на венецианском диалекте «Сенса»). По другим свебедниям, празднование происходило ежегодно поздней осенью (Надежда Ионина – «Венеции. История. Легенды. Предания.)
Происхождение этого праздника история относит к 1000-му году, когда дож Пьетро Орсеоло II завоевал Далмацию. После его победоносного возращения решено было, что каждый год, в день Вознесения Пресвятой Девы Марии (день отплытия дожа в Далмацию) духовенство и народ должны принять участие в благословении Адриатики.
Первоначально церемония была довольно простой. Духовество в праздничных ризах садилось в задрапированную малиновой тканью барку, взяв с собой для обряда очищения воду, соль, оливки. На пути к острову Лидо к их барке присоединялась парадная лодка дожа, и, плывя к острову, все участники церемонии пели псалом «Услыши нас, Господи». Епископ произносил торжественную молитву, прося Бога умиротворить людские сердца и простить народу все его грехи. Заканчивал он свою молитву такими словами: «Мы просим тебя, о Боже, даровать нам это море; просим нисполать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие.» Благословив воду и пропев псалом : «Окропи меня иссопом, и буду чист», прелат обрызгивал дожа и его свиту священной водой, остаток которой выплескивал в море. После этого в церкви Сан-Николо служили торжественную мессу, и дож возвращался домой.
Со временем праздник приобретал все более пышный и торжественный характер, а потом был ознаменован церемонией «sposalizio» («обручение»). Она была установлена в память о решающем посредничестве Венеции в споре апостольского престола с Империей, окончившемся в 1177 году встречей римского папы Александра III и императора Фридриха I Бабароссы. По преданию, в соборе Сан-Марко папа вручил дожу Себастьяно Циани трубы, восемь разноцветных знамен с изображением льва Святого Марка и перстень (как залог владычества над морем). И тогда же он, будто бы, сказал: «Пусть знают потомки, что оно (море) – твое по праву завоевателя, и я закрепляю твою власть над ним, как право мужа на жену».
Этим актом часть Адриатического моря, севернее условной линии «Анкона-Задар» сделалась сферой безраздельного влияния Венеции, и стала называться Венецианским заливом. Тогда же был заключен выгодный для Венеции договор с империей, которым Фридрих I гарантировал венецианским купцам защиту от берегового права.
В день праздника – венчания с морем – украшенный город сверкал всеми цветами радуги, и все, кто только мог, стремились принять участие в торжественной церемонии, или хотя бы посмотреть на нее. Венецианцы, от мала до велика, надевали свои лучшие наряды, выходили на улицы города в шелках, бархате и золоте, чтобы от души попить, поесть и повеселиться. Отрешившись от скучных повседневных забот, они спешили насладиться жизнью под ярко-синим небом, у сверкающей под солнцем воды.
Кастильский рыцарь П. Тафур, бывший свидетелем этого торжества, описывает его так:
«В этот день выставляют они напоказ все свои сокровища – как казну Св. Марка, так и множество драгоценностей по всем улицам в воротах домов, а менялы – груды золотых и серебряных монет. Мужчины и женщины одеваются очень богато. В этот день дож выходит во всем своем великолепии… устраиваются шествия… И после мессы он выходит вместе со всем клиром и идет к морю, и все выходят в море… Говорят, что это древняя церемония обручать землю с морем, чтобы смягчить его буйство, ибо посреди моря утвердились они, и все, что только есть у них, возится по морю.»
Выйдя из дворца, дож в сопровождение пышной свиты направляется к набережной, где садится на парадный корабль – позолоченную ладью «Буцентавр», над которым гордо развевается флаг республики Святого Марка. На судне стоял высокий почетный трон, на котором восседал дож, гребли на корабле юноши из самых знатных венецианских семей, а за самим «Буцентавром» следовали тысячи лодок и гондол, украшенных знаменами и коврами. С берега палили пушки и раздавался звон колоколов. Вся эта нарядная и праздничная процессия с дожем-женхом, первыми лицами государства и иностранными послами направлялась к острову Лидо.
Здесь ее встречал епископ сестьере Кастелло, преподносивший дожу очищенные каштаны, красное вино и букет роз в серебряной вазе. Прочитав по требнику чиноположение венчания Венеции с морем, он благословлял уже приготовленный золотой перстень, и дож бросал его в воды Адриатики. При этом он торжественно произносил: «Мы женимся на тебе в знак истинной и вечной власти, которую над тобой имеем.» После завершения этого обряда служили в церкви Сан-Николо праздничную мессу, а потом дож возвращался в город, давал во дворце прием и устраивал праздничный обед.
На площади Сан-Марко в этот день возникала оживленная ярмарка, устраивались балаганы – пиры и веселье, купля и продажа, выпивки и угощения длились целых восемь дней. На ярмарку стекался народ из соседних городов и селений, и во всей Европе не было такого места, где одновременно скоплялось бы столько товаров из восточных и западных стран. Чтобы привлечь в этот день в город побольше народа, всем, кто в эти праздничные дни посещал церковь, раздавались индульгенции.
Автор:
Надежда Ионина
«Венеция. История Легенды. Предания.»

запись создана: 29.05.2008 в 15:15

@темы: Венеция, Италия, исторические заметки, культура