12:25 

Сакральный центр Флоренции

Солнце инсайд/tassie bears coffee
Сакральный центр города образован площадью Святого Иоанна с Баптистерием (особого внимания заслуживают двери Баптистерия, именуемые "Вратами Рая"), архиепископским дворцом и Лоджией Бигалло постройки XIV века, и Соборной, где рядом с Кафедральным Собором и Колокольней Джотто расположены Братство милосердия и Музей Собора.
Это - естественный центр города, где сходятся многочисленные улицы и переулки, из которых посетителю представляется в различных ракурсах не имеющее себе равных зрелище: великолепие Собора, элегантность Колокольни, классичность и гармония Баптистерия - все это захватывает в сладкий плен туриста, первый раз переживающего такие впечатления. Этот комплекс, наследие и символ богатства и амбиций средневековой Флоренции - является визитной карточкой города и величайшей гордостью всех поколений флорентийцев.
Самое древнее здание Соборной площади (piazza del Duomo) - не собор, а Баптистерий (Battistero). Он тут стоял еще в те (античные) времена, когда никакой площади и в помине не было, а была обычная рабочая окраина. Только назывался не Баптистерием, а храмом Марса (от него сохранились только фрагменты пола - под решеткой, напротив восточной двери). Христиане, оказавшись в большинстве, в IV-V веках приспособили здание под крещальню, но и статую бога войны на всякий случай выкидывать не стали, а поставили на римской дороге, у моста: там, где сейчас начинается Понте-Веккьо. Считалось, что город будет стоять до тех пор, пока Марс не рухнет. Однако в наводнение 1333 года статую смыло вместе с мостом. Флоренция же осталась на месте.

Баптистерий к этому времени перестроили, снаружи покрыли бело-зеленым мрамором (впоследствии, что бы во Флоренции ни облицовывали, за образец брался именно Баптистерий), а изнутри украсили купол мозаиками с житием Иосифа, житием Крестителя, сценами из Нового Завета и исключительно убедительным изображением Страшного суда (конец XII века). В общем, украшали, как могли. Немудрено, что Данте в изгнании из всех флорентийских строений вспоминал именно "мой прекрасный Сан-Джованни" ("il bel San Giovanni") - тот самый Сан-Джованни, где он некогда, к вящей радости последующих антиклерикальных биографов, опрокинул и разбил мраморную купель: спасал младенца, которого нечаянно уронил туда священник!
www.flyex.ru/6/sights312.html
Между прочим, Сан-Джованни - Иоанн Креститель, в честь которого вполне логично назвали Баптистерий, - был по совместительству еще и покровителем Флоренции. Соответственно посвященная ему церковь считалась одной из самых главных в городе. Одно время (1059-1128) она даже заменяла кафедральный собор. Здесь не только устраивали крестины, но и хоронили особо достойных граждан. Помимо пары епископов, один из которых покоится слева от входа в древнеримском саркофаге, здесь лежат: лжепапа Иоанн XXIII (кардинал Бальдассаре Кошиа - ученый, любитель словесности и друг Козимо Старшего, монумент которому в 1423 году сделали на пару Донателло и Микелоццо), один член семейства Медичи (некий Гуччо, живший в конце XIII века и тоже получивший после смерти древнеримский саркофаг - с изображением охоты на кабана) и один член семейства Строцци (Строццо Строцци, чья плита - напротив восточной двери - украшена изображением Птолемеевой системы планет).

Кстати, о святых покровителях: помимо оставшегося с языческих времен Марса и сменившего его Иоанна Крестителя, флорентийские интересы на небесах защищал еще и святой Зиновий (San Zanobi), один из первых местных епископов. Посвященная ему колонна (1384) стоит как раз перед входом в Баптистерий - на том самом месте, где, как утверждается, посреди зимы зацвел вяз, мимо которого проносили гроб с останками усопшего праведника. Пресловутые останки теперь находятся в соборе, прямо под главным алтарем, в бронзовой урне работы Гиберти.

на основе материалов с
florencia.narod.ru/photo_3.htm
www.flyex.ru/6/sights312.html


@темы: Италия, Флоренция, архитектура, живопись, искусство, история городов, культура, религия, фото

   

Четыре короля

главная