История Ирана – История ковраСогласно древним легендам, а также по утверждениям историков, персы умели ткать ковры ещё в эпоху Кира Великого, вождя из клана Ахменидов племени Пасагардов, который между 553 и 530 гг. до н. э. подчинил себе крупнейшие государства тогдашнего Востока – Мидию, Вавилон, Лидию и часть Египта, основал империю, просуществовавшую несколько столетий и назвал себя «Царём Вавилона, царём стран». Согласно легендам, великолепными коврами были украшены и дворец Кира Великого и его гробница, построенная в Пасаргадах (сейчас – Муграб).
Упоминания персидских ковров встречаются в китайских документах времён, когда в Персии правила династия Сасанидов (224–641 гг. н.э.). Именно во времена Сасанидов персидские властители взяли себе титул «Шахиншах», Царь царей. Один из последних шахов этой династии, Хосров II, завоевал восточные и южные провинции Византии, однако в 627–628 гг. византийский император Ираклий разгромил персов и вернул захваченные ими земли. Как повествуют византийские историки, среди захваченных трофеев оказалось множество прекрасных ковров.
Столетием раньше, в правление шаха Хосрова I Ануширвана, персидские мастера создали один из самых знаменитых и, без сомнения, самый дорогой ковёр в истории. Громадный ковер, сотканный для тронного зала Хосрова I в тогдашней столице, Ктесифоне, назывался «Весна Хосрова» или, иначе – «Весенний ковёр». Этот ковёр представлял собой изображение цветущего весеннего сада. Вот как описывает этот ковер арабский историк:
«По краям были изображены прекрасные цветы, вытканные голубыми, красными, жёлтыми и зелёными нитями и самоцветами, нити из золота изображали землю, течение вод было передано прозрачными драгоценными камнями. Из самоцветов были в этом саду и плоды на деревьях, а сами деревья были вытканы шёлком».
читать дальшеПредания повествуют, что когда расстилали этот ковёр, весенний воздух проносился по залу, – так точно было передано мастерами пробуждение природы.
В середине седьмого века царство Сасанидов пало под ударами арабов. Кочевники-арабы, привыкшие к лишениям, войнам и набегам, сломили сопротивление Персии, истощённой войнами с Византией. Ктесифон был захвачен арабами в 637 году. Драгоценный «Весенний ковёр» не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.
Персия вошла в Арабский Халифат, раскинувшийся от Армении до Испании, и стала исламской страной. В этот период с персидского ковра исчезают изображения людей и животных, сменяясь растительным орнаментом. Халифат просуществовал недолго, но в течение следующих веков Персия пережила ещё несколько волн завоеваний соседними народами.
С 1038 по 1194 гг. Персия находилась под властью турок-сельджуков. Турки в этот период уже имели собственную культуру ковроткачества – обмен навыками и приёмами ковроделия был неизбежен. В иранских провинциях Хамадан и Азербайджан, где турецкое владычество продлилось дольше всего, при изготовлении ковров нередко используют турецкий узел.
В 1220 году страна была захвачена монгольскими племенами и оставалась под монгольским владычеством до середины XV века. Степные кочевники быстро впитали персидскую культуру, а во дворцах ильханов (так назывались монгольские цари государства, включившего, кроме Персии, территорию современных Туркмении, Закавказья и Ирака) также появились ковры. Впрочем, ковры времён монгольского владычества лишены истинно персидской пышности – они отличаются простым, преимущественно геометрическим орнаментом.
Персия достигла расцвета во времена династии Сефевидов (1502–1736 гг.). Уже её основатель, шах Исмаил I, был не только полководцем, но и поэтом, писавшим под псевдонимом Хатаи. А шах Аббас (1587–1629 гг.), установивший прочные торговые связи с европейскими странами, сам умел искусно ткать ковры. Столицей Персии при Сефавидах стал Исфахан. В столице, в Тебризе, Язде, Кашане, Ширазе, Кермане и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Многие из тогдашних ковров были сотканы из шёлка, в самые драгоценные ковры, как и в знаменитый «Весенний ковёр», вплетали золотые и серебряные нити. В этот период на коврах снова появились изображения птиц и животных. Два наиболее известных ковра этой эпохи украшали мечеть в городе Ардебиле. Один из них находится сейчас в лондонском музее Виктории и Альберта, другой – в музее Лос-Анжелеса.
взято на сайте www.carpet-servicevip.ru/istoriya_irana_istoriy...