Арсенал Арсенал, строительство которого началось во второй половине XIII века в лихорадочной атмосфере крестовых походов, когда крестоносцы стремились завоевать Святую Землю, не переставал разрастаться в соответствие с нуждами войны. В целях укрепления военной мощи появлялись новые сооружение и происходили серьезные преобразования: в конце средневекового периода бойцы перешли от использования лука и шпаги к арбалету, а позднее – к артиллерии. Арсенал представлял собой комплексное учреждение, способное изготовлять и собирать все необходимое для боевых судов.
Арсенал опоясывала длинная кирпичная стена с проделанными в ней бойницами. В соответствие с преобладавшим в Венеции принципом удвоения, вход вел в первый Арсенал, ставший «старым Арсеналом», когда в Венеции был построен следующий. Рабочие и мастера проходили в Арсенал по суше, тогда как суда пропускали через морские ворота, защищенные двумя квадратными башнями. На правом берегу внутренней гавани располагался десяток крытых судоверфей, на которых сооружались галеры. Новый арсенал, более просторный, насчитывал 25 крытых судоверфей, на которых сооружались галеры.
С 1464 года и в начале первой войны с Турцией в плавильных мастерских стали отливать пушки из бронзы для эскадр. В Арсенале также изготовляли ткань для парусов и весла. Новейший Арсенал имел выход к воде в сторону лагуны и канала Св. Петра. Увеличение размера галер обуславливало внушительные размеры судоверфей (56 м в длину, 19 м в ширину и 10 м в высоту). На свободных, незакрытых пространствах мастера и их подмастерья строили суда с высокими бортами, предназначенные для военных действий.
читать дальшеГалеры подразделялись на два вида: легкие боевые галеры и крупные торговые суда.
Возведение нового Арсенала началось после 1326 года, и там можно было сооружать до 80 галер. Отныне строить суда вне арсенала запрещалось, он приобрел монополию на строительство судов коммуны. Территорию Арсенала окружали стены с бойницами. Для их строительства поблизости, в Сан-Бьяджо, были сооружены две большие печи для обжига кирпичей. В Асенале, предназначенном для судостроения и вооружения судов, вдоль канала Св. Марка вблизи хлебных амбаров и печей, в которых выпекался хлеб для моряков, плававших в галерах, располагались склады и магазины. Венецианский Арсенал представлял собой комплекс, производивший все необходимое для государственного флота, и являлся самым крупным промышленным предприятием средневековой Европы.
После падения Константинополя в 1453 году и разгрома венецианцев у Неграпонте в 1470 – первого морского поражения в битве с турками – было решено предоставить Арсеналу новую территорию на лагуне, хотя республика постоянно имела флот, оснащенный специализированными судами. Кроме того, увеличился выпуск орудий. Сооружение крытого Новейшего Арсенала началось в 1473 году и длилось почти целый век. Новый Арсенал был приспособлен к нуждам войны с Генуей и к потребностям торговли, тогда как новейший предназначался для удовлетворения потребностей турецкой войны.
Арсенал представлял собой военную машину с постоянно расширявшимися функциями: склады были специализированы – одни предназначались для оснащения судов (паруса, весла, скамьи, мачты, реи, снасти), другие служили для нужд артиллерии. При необходимости, галеры оснащались в весьма короткий срок. Вся система мастерских и работников строилась таким образом, что весельные склады могли вооружить 100 легких галер и 12 тяжелых. Оснащавшееся судно переходило от одного склада к другому, где получало все необходимое снаряжение.